Завершение материала от 30 января
В социологии, с периода возникновения этой научной дисциплины, постоянно обсуждалась проблема объективности социологического знания. Направлений дискурсивного обсуждения было несколько. Чем принципиально отличается социолог от представителей других представителей социально-гуманитарного знания? За что он ответственен? Какова его миссия? И целый ряд других.
Более сущностно развернутые вопрошания фокусировались на другой постановке вопросов: что определяет что? или чьи приоритеты определяющи? - Человек является центральным для социума, либо его предназначение - в служении доминирующему социуму? Второй уровень вопросов будет, соответственно, о целях и потребностях. Вот об этом и поговорим.
Не умничая, возьмем за базовую конструкцию всем известную теорию потребностей Абрахама Маслоу, графическое выражение которой называется в обиходе пирамидой Маслоу. Как более чем адекватный специалист социальной сферы, он неоднократно подчеркивал, что его схема не универсальна, поскольку у каждого человека потребности разные, но аналитически, в общем виде, их можно представить алгоритмической последовательностью нескольких уровней. Добавлю здесь только то, что, в отличие от распространенной пятиуровневой конструкции, Маслоу рассматривал также и семиуровневую, но говорил о том, что три высших уровня потребностей можно условно объединить в один - самореализации - пятый в упрощенной схеме.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83 Убрав уровень физиологических потребностей, не существенный для виртуальной среды, возьмем в качестве проверочных параметров все остальные более высокие уровни потребностей. Составим простейшую таблицу, где максимальный уровень оценки реализации потребности – 5 баллов, поскольку эта шкала была принята для оценки виртуальных ресурсов в статье. Вот, что получилось.
Табл.1.
Безопасность и защищен- ность (в баллах) | Соприча-стность и поддержка | Уваже- ние и призна- ние | Знание, понима- ние, исс- ледова ние | Эстети- ка, гар- мония, красота | Лично- стный рост, само- развитие | |
ВК | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 4,5 | 4,5 |
FB | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,5 |
ЖЖ | 4,5/1,5 | 3,5/2,5 | 4,0/2,0 | 4,0/4,0 | 4,0/3,0 | 4,0/2,5 |
Blog | 5,0 | 3,0 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4 |
В17 | 4,0 | 3,0 | 4,5 | 4,0 | 2,5 | 4,5 |
SK | 5,0 | 5.0 | 5,0 | 5,0 | 4,5 | 4,5 |
Twit. | ||||||
ММ | 3,5 | 2,5 | 4,0 | 2,0 | 2,5 | 2,0 |
ПРУ | 1,5 | 2,5 | 4,0 | 1,5 | 2,0 | 1,0 |
Ср. балл | 3,7 | 3,4 | 4,3 | 3,6 | 3.6 | 3,6 |
Табл.2.
Ср.балл таблицы | Ср.балл в статье | |
ВКонтакте | 4,2 | 4,5 |
Facebook | 4,0 | 4,0 |
ЖЖ | 4,0/2,6 | 4,0/2,5 |
Blogger.com | 4,3 | 4,0 |
В17 | 3,8 | 4,0 |
Skype | 4,8 | 5,0 |
Twitter | - | - |
Мой мир | 2,8 | 2,5 |
ПРУ | 2,1 | 2,0 |
Оценки реализации потребностей, по среднему баллу, практически совпали со средними баллами оценки комфортности присутствия на ресурсах, проанализированных в статье. В добавленной нижней строке Табл.1 приведен не вполне корректный средний балл реализации каждой из потребностей в процессе фланирования по наиболее часто посещаемым виртуальным площадкам, позволяющий, с натяжкой на «объективную усредненность», оценить субъективный градус виртуального пользовательского самочувствия.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьВся дискуссия - в блоге Анатолия Мильнера
ОтветитьУдалитьhttp://www.amilner.com/2011/02/03/degree/comment-page-1/#comment-2218