29 Фев, 2012 at 12:12 PM
По поводу публикации:
Министр образования Удмуртии: информация о введении ЕГЭ по окончании вуза не корректна
Ижевск. Удмуртия. Министр образования и науки Удмуртской Республики Андрей Кузнецов прокомментировал информацию о введении Единого госэкзамена по окончании вузов. По его словам, предложение, озвученное на коллегии Минобра России, было истолковано не совсем неверно.
«Информация видоизменена. Речь не шла о том, чтобы вводить ЕГЭ после окончания вуза, - заявил журналистам во вторник Андрей Кузнецов. - Речь о том, что работодатели отмечают снижение качества подготовки студентов. Особенно в негосударственных вузах, где зачастую идет продажа дипломов.
Позиция министерства заключается в том, чтобы ввести единый экзамен для выпускников определенного года, чтобы они доказали наличие минимума знаний и соответствие получаемой профессии».
Министр образования отметил, что в настоящее время государственные аттестационные комиссии, которые принимают итоговые экзамены, уже не имеют той роли и зачастую завышают оценки. Страдают от этого не только работодатели, но и сами специалисты, которым при отсутствии знаний придется очень тяжело на производстве. На смену им предложен экзамен, но он не будет копировать ЕГЭ после окончания школы. «Было предложено ввести некие по образу и подобию ЕГЭ единые тестовые вопросы, чтобы оценить как в целом по стране готовятся те или иные специалисты», - сказал Кузнецов.
В заключение он подчеркнул, что введение новой формы аттестации выпускников вузов – пока лишь предложение и окончательно этот вопрос не решен.
Очередная инициатива Министерства образования России о введении ЕГЭ для специалистов, подготовленных по вузовским специальностям, - выпускников «определенного года» наводит на мысль о том, что у чиновников есть определенный график по нововведениям в качестве решающего показателя должностного соответствия. Неважно – что, лишь бы реформы лавинообразно нарастали.
Железобетонный довод аргументации – «работодатели отмечают снижение качества подготовки студентов, особенно в негосударственных вузах, где зачастую идет продажа дипломов». Очевидно, что здесь даже элементарная логика остается невостребованной. Спрашивается, чем занимается Обрнадзор? И, если негосударственным вузам не только лавинообразно предоставляют различные преференции доступа к госбюджету, но и поощряют открытие диссертационных советов, подтверждающих высший уровень профессиональной исследовательской квалификации, то усиление контроля за качеством подготовки в этих вузах, видимо, совершенно противоестественно. С позиций такого рода умозаключений, очевидно, правильнее – в очередной раз вздыбить всю страну, обязав предъявить нечто, что позволит провести радикальное сокращение как самих бюджетных мест безоплатного студенческого обучения в государственных вузах, так и собственно широкого спектра специальностей.
Если говорить по существу более широкой проблемы снижения качества подготовки специалистов, то начинать нужно с базового – школьного обучения. Здесь как раз одним из подводных рифов и является реформаторское введение ЕГЭ. Сегодняшние выпускники школ в преобладающем большинстве ориентированы не на развитие мышления, а на воспроизводство клишированного сегментированного знания, которое необходимо предъявить для получения доступа к следующей образовательной ступени. Результатом становится, в частности, то, что на неосвоенной исследовательской территории подготовки курсовых и дипломных работ ничего, кроме компиляции чужих, уже наработанных заделов, оказывается не возможным.
Сегодня, с развитием информационных возможностей Интернет, проблема плагиата по масштабам становится сопоставимой проблеме коррупции. И это – не сравнительная метафора. Молодой человек, занимающийся интеллектуальным воровством и считающий его нормативным, экстраполирует эти усвоенные практики во взрослых профессиональных и должностных сценариях. Все сопутствующие образцы действий администрации и педагогов вокруг ЕГЭ, когда нужно выдать определенные высокие показатели по школе и региону любой ценой, так как от этого будет зависеть совокупная оценка результативности ведения образовательной деятельности и коррективы финансирования, только убеждают его в том, что основной вектор современного общества – конъюнктура.
В результате, с учетом ситуации демографической ямы и приема абитуриентов с более низкими стартовыми позициями, мы получаем зомбированных на конъюнктуру студентов, озадаченных ускоренным штурмом социальных лифтов любой ценой. И это – один из результатов ЕГЭ. Введение подарком еще одного фильтра для уже работающих выпускников не по профилю занимаемой должности, а по диплому – в условиях рыночной экономики выглядит еще большим нонсенсом.
Во всем мире университетское образование становится все менее узкопрофильным. Его предназначение – создать общий широкий фундамент, над которым необходимо инициативно надстраивать знания и навыки конкретной специализации. Оценки качества выставляет рынок, результаты конкурирования. В вузах есть стандартная процедура лицензирования специальностей подготовки. Она, в частности, включает процедуру контроля остаточных знаний студентов через несколько лет после прохождения предмета, но еще в период обучения. Это – вполне нормально, если критерии проверки присутствуют и адекватны. Но какой смысл тратить огромные средства из госбюджета в рамках еще одного ЕГЭ на контроль остаточных знаний выпускников, работающих, например, в бизнесе? Если они успешны, они дают рабочие места, вносят свой вклад в развитие инфраструктуры, платят налоги.
Завершая, хочу сказать о том, что, как в учебно-методических отделах вузов бесконечные инструкции и предписания для доцентов и профессоров изготавливаются также лавинообразно расширяющимся штатом методистов по должности, не имеющих никакого отношения к реальному преподаванию, так и лидеры министерских инициатив, видимо, озадачены лишь обозначением того, что они живы и процесс идет. Так что, прежде чем сваливать страну в «дурную бесконечность» и гигантские бюджетные расходы, пусть сами поработают экспертной группой в полевом исследовании и все поголовно сдадут ЕГЭ на соответствие диплому по полученной специальности.