воскресенье, 30 января 2011 г.

Градус самочувствия на сетевых ресурсах - 2


* Jan. 30th, 2011 at 7:14 AM - перепост из ЖЖ


Анатолий Мильнер в своем блоге выставил текстовую заставку к оценочной дискуссии «Война миров в Интернете» http://www.amilner.com/2010/12/20/war-of-worlds/, предложив высказаться пользователям социальных сетей. После публикации своего комментария в другой теме я получила приглашение дополнить его до формата отдельной статьи.

Вопросы, которые были заданы:

– какой из русскоязычных сетевых ресурсов лучше?
– с какими целевыми установками и критериями подходят пользователи к выбору того или иного ресурса?
– как каждый из этих ресурсов удовлетворяет соответствующие установки и критерии?
– какой ресурс обеспечивает своим пользователям наиболее комфортные условия работы?
– связан ли этот комфорт с целевыми установками пользователей или живёт своей собственной жизнью?

Социальные сети в современном мире – мощнейший коммуникационный, информационный, досуговый и самопрезентационный ресурс. Большая часть пользователей Интернета оказывается с течением времени вовлечена сразу в несколько сетей, иногда даже – десятков, с различным уровнем участия. Фактор выбора в каждом случае определяется целеполаганием, потребностями и интересами, которые у всех – разные. С этой точки зрения, с позиций пользовательской оценки, сравнивать разные ресурсы недостаточно корректно. Но определить собственный градус самочувствия на сетевых ресурсах вполне может каждый.

В русскоязычном сетевом пространстве произошел тектонический сдвиг, вызванный неожиданным для многих российских граждан признанием блогосферы важнейшим инструментом взаимодействия первых лиц государства с населением в виртуальном формате. Цели были обозначены: оперативная обратная связь и актуализация информации «из первых рук». Следствием стало лавинообразное прозрение руководителей различных государственных служб и регионов, мгновенно тактически переосмысливших устаревшие стереотипы. То, что считалось почти неприличным, стало официозно предписанным трендом. Началась публичная гонка вооружений друзьями и сторонниками. В ряде случаев она привела к эффекту конкурирования за достижение оговоренной численности «набора» за определенный срок, вплоть до официального оповещения о соревновании между конкретными лицами и об его результатах.


Разумеется, если абстрагироваться от этой подростковой проекции зафрендить как можно большее число любых лиц, основным следствием такого рода Интернет-коммуникационной пандемии стало изменение отношения к сетевым ресурсам, которые получили вид на жительство в пространстве национального и межнационального дискурса. Вопрос о культуре и результативности коммуникаций – пока остается отдельным и достаточно проблематичным. Но процесс, как говорится, пошел. Сегодня плохо причесанное, в значительной части анонимное и, как следствие, не вполне цивилизованное Интернет-сообщество пользователей блогосферы и социальных сетей, занимает самую активную позицию самовыражения в отношении всех острых социальных проблем. Еще более многочисленная группа – пассивных читателей с самой разной мотивацией и критериями отбора информации. В этом смысле подростковые френд-игры оказываются достаточно результативными. Заполучив в свой френд-лист значительное число випов и просто людей с мозгом, можно обеспечить себе оперативный доступ к интересующей информации, включая актуальную и экспертную. Что называется, одним кликом – просто открыв ленту друзей.

С моей точки зрения, сетевые ресурсы – Колондайк возможностей во всех направлениях: информационном, профессиональном, коммерческом, коммуникационном, досуговом – ряд можно продолжить. Каждый находит в нем ровно то, что ищет, и откликается, соответственно. Это явление повседневности стало настолько глобальным, что его роль уже трудно переоценить. Наше мышление и виды деятельности приобрели такой мощный вектор виртуализации, что у многих возникают вопросы о зависимости и замене реальной жизни Интернет-симулякрами. Ответ на такого рода опасения, вероятно, - в наличии или отсутствии личностного потенциала. В первом случае – это инструмент достижения осмысленных и значимых целей, во втором – зависание, времяпрепровождение, возможность примерить любую имиджевую маску или роль, недоступные в реальной жизни.

Мне уже достаточно сложно вспомнить свою первую социальную сеть. С большой вероятностью это был ЖЖ, пароль от которого я успешно потеряла, и год назад перерегистрировалась вновь. Из Одноклассников вышла достаточно быстро, поскольку параллельно возникшему ВКонтакте они проигрывали по всем пунктам.

ВКонтакте – для меня, в основном, профресурс. Это - текущее взаимодействие со студентами, аспирантами и с моей коммерческой тренинговой группой Клуба “Субботник”, с соответствующими объявлениями о тренингах, рассылкой приглашений, размещением отзывов и фотосессий. Здесь удобно выставлять всю оперативную информацию по учебному процессу, отвечать на задаваемые вопросы, как личные, так и в формате рассылки. С самого начала привлекательной была возможность закрытых фотоальбомов, предназначенных для иногородних родственников. Наличие большого числа целевых групп позволяет использовать сеть как информационный ресурс, в моем случае – в режиме специализированных видеотек: от интересующих меня видеотренингов до художественных фильмов, просматриваемых без процедуры скачивания. Всегда был активным обмен оперативными сообщениями, музыкальными и видеофайлами. Ресурс однозначно комфортен. Администрация достаточно интенсивно проводит модернизацию и расширение возможностей. Иногда пользуюсь досуговыми приложениями, выбор которых почти запределен. Несмотря на то, что это – основная доходная статья ресурса, коммерциализация реализуется без навязчивости и выкручивания рук. Очевидный и пока не устраненный минус – достаточно часто возникает спам, в связи с чем приходится чистить вручную. Друзей подтверждаю только знакомых в реале. Пользовательский стаж – года 3. Друзей – 260. Средний возраст – студенческий. Альбомов – 74. 994 записи на стене. 118 групп в базе просмотра, 1 своя интенсивно работающая – 99 участников. Ежедневный просмотр и активное общение. Большинство пользователей авторизовано, часть – под ником. Несмотря на то, что среда, в основном, молодежная – лексика на моих контактных страницах – литературная. Стиль общения очень доброжелательный. Уровень комфорта – 4,5 балла из 5.

Facebook – регистрация была произведена достаточно давно, активное включение – в течение последнего года. На этот ресурс выводятся ссылки публикаций из моего ЖЖ. Мои цели – посмотреть новости, которые заинтересовали моих друзей, прокомментить их, если интересно. Публикации здесь, в основном, анонсовые, со ссылками. Этот формат удобен для комментаторов, активно просматривающих различные информационные ресурсы и выражающих свою точку зрения. Не комфортно мелькание статусов со всяким дебилизмом: почесалось в левой пятке – полмира оповещено. В последнее время также раздражает навязывание оценочных сетевых игр, включая сексуально развернутые. Например, из серии: студент компетентно отвечает, может ли его преподаватель заниматься в лифте сексом. Выглядит это приблизительно как: напиши на странице родителей, в какой позе они тебя сделали. Если Facebook претендует на активное привлечение среднего класса, то общажные замашки нужно сегментировать, чтобы не мозолили глаза. Хотя, я могу быть и не права, так как среди игроков достаточно много участников аксакальского возраста. Сеть – с самым широким возрастным диапазоном, соответственно, на все находится свой потребитель. Она также «легализована» для участия випов, активно взаимодействующих и конкурентно собирающих огромные группы друзей, с максимальным ежедневно разрешенным количеством новичков. Интерес к ресурсу есть. Некоторые функции устойчиво срываются, например, размещение объявлений. 141 друг. Много виртуальных, но известных по другим площадкам. Активные возможности ресурса по расширению сети друзей – это инициативно и технически профессионально. В этом ощущение насилия нет. Флуд и флэйм минимальны – пользователи персонифицированы. 1 альбом. В группы не вхожу. Перекидываю сюда также свою информацию из блога с ресурса blogger.com. Активное общение. Просмотр почти ежедневный. Уровень комфорта – 4.

ЖЖ – основной вектор - самовыражение. Отдых для перемены занятий на ноуте. Общение с родственниками. Фоново – бизнес-цели. Зарегистрирована давно. Потеряла пароль. Год назад перерегистрировалась. Привлекает возможность выкладывания фотосессий по искусству: живописи, архитектуре, скульптуре. Тематическая ни-к-чему-не-привязанность. Не нужно со своими досуговыми предпочтениями встраиваться в какие-то форматы. Первые полгода – комментила понравившееся. Кого-то даже приглашала в друзья. Сейчас их 233, взаимных – 206. Уже давно не приглашаю и подтверждаю только после просмотра ЖЖ, чтобы не засоряли френдленту разным мусором. Френдленту смотрю эпизодически – не хватает времени. Если выбирать умных френдов – всегда есть, что почитать и прокомментировать. Но большинство – нарциссы-писатели. Мало кто из умников отвечает на комменты и уж тем более читает френдленты. Обширная выкладка высококлассных фотографий. Интересные и доброжелательные группы о животных. Профессиональные группы очень агрессивны, особенно психологи – готовы перегрызть глотку любому. Своих групп здесь нет. Из ЖЖ перепост моих основных материалов страницы идет в Facebook и в Twitter. В целом в ЖЖ много флуда и флэйма – следствие анонимности большинства неокультуренных пользователей, отрывающихся по полной. Преобладающие стили комментов – по 40% – агрессивно-дебильный и бессодержательно-восторженный, оставшиеся 20% – на относительно вменяемые комментарии. Давно не читаю. Жалко времени. Перестала там появляться – сразу почти исчезли комменты на моей странице. Так что, если со своей площадки не высовываться, не френдиться с кем попало, то тихо самой с собою можно на своей площадке просидеть, изредка посматривая, что там происходит у соседей. Статистика посещений и просмотров – по платному аккаунту. Эта функция для бизнес-целей существенна. Свою страницу на ресурсе смотрю регулярно. Постоянно общаюсь с 2-3 френдами. По установленному виджету глобусу-счетчику – наглядно, сколько с какого континента у меня посетителей, но эта установка – инициативна. В моем ЖЖ - 224 записи. Альбомов нет. Уровень комфорта в своем ЖЖ – 4, на ресурсе ЖЖ – 2,5.

Блог на Вlogger.com – «Взгляд и нечто Натальи Ладыжец» создан 2 месяца назад, 28 публикаций. Друзей – 2, читателей – 749, из них – 563 из России, 125 – из США, 27 – из Украины, а также из Болгарии, Беларуси, Германии, Бразилии, Сингапура, Китая, Чехии, Финляндии, Хорватии, Греции, Эстонии, Казахстана и т.д. В статданных есть возможность фиксации страниц по браузерам и операционным системам. Также – разноинтервальная статистика просмотров всех моих публикаций. Все абсолютно бесплатно. Зашла из интереса – очень хвалили эту площадку люди, которым доверяю. Не буду повторяться. В этом же блоге есть заметка «Социолог в поле блогосферы» http://mix-ladyzhets.blogspot......st_30.html – там можно кое-что интересное прочитать о первых впечатлениях. Сложность – в «разведении» публикуемых материалов с ЖЖ – не хватает времени. Уходить отсюда пока не буду. Достаточно комфортно, но без комментов несколько одиноко. Ресурс персонифицирован, цивилизован, политкорректен, хотя у меня поле обзора еще небольшое. Альбомов нет. Размещение фотографий предусмотрено. Уровень комфорта – 4.

В17 – сеть психологической помощи и обучения. Зарегистрирована 1,5 месяца назад. Совершенно неисследованный по возможностям ресурс, но, выложив часть своих материалов – 11 тренингов, 9 статей и 316 фотографий с тренингов, уже получила несколько клиентов. Не вполне удачен дизайн сайта, особенно – в размещении материалов. На единственной вскользь просмотренной ветке форума были замечены комментарии пользователей о путанице в заявленных режимах консультирования. Уровень комфорта – 4.

Скайп – любимое средство безлимитного безоплатного голосового общения исключительно с близкими людьми. С остальными – в режиме чатовых сообщений. Ура техпрогрессу! Возникла потребность дооснастить ноут камерой, либо купить новый с этой функцией. Множественные потенциальные возможности использования в бизнесе. Недостатки: медленно выгружает фотоматериалы при пересылке, пока не заметила возможности пересылки текстовых файлов. Уровень комфорта – 5.

Это – активно посещаемые ресурсы. Все остальные – по остаточному принципу, либо вообще уже никак. Никак – это: Webby.ru, SciPeople, ogorod.com, Мой круг, Гайдпарк и т.д. – Не информативно, случайные люди, не интересно. = Потеря времени.


Частично посещаемые ресурсы:

Twitter – наверное, зависит от характера аудитории. То, что вижу я, – не выходит за рамки бытового центропупизма. Для чего о шевелении вдруг встрепенувшейся одной извилины оповещать весь мир? Ничего, кроме убогого впечатления, не производит. Хотя, вполне соответствует названию – «чириканье» и может быть полезен в некоторых ситуациях, включая экстремальные, если подключены телефонные сообщения. Это впечатление разделяет большинство моих знакомых – специально интересовалась срезом мнений. Сюда идут только перепосты анонсов моих достаточно объемных публикаций с других ресурсов. 35 читателей за 2 месяца. Практически не захожу. Поле сообщений не заполняла ни разу. Есть субъективное ощущение в бесполезности ресурса для моих интересов и целей. Уровень комфорта – без оценки.

Мой мир – тоже, наверное, года 3. Друзей – 43. Случайных стараюсь не подтверждать. Ресурс персонифицирован, корректен, но для меня мало интересен. Дублирующий ВКонтакте и отчасти Скайп. Альбомов – около 10. Захожу не регулярно, по информеру из почты - из-за пары друзей, которые почему-то предпочитают по привычке оставаться исключительно здесь. Есть 1 блог и 1 бизнес-сообщество. Много эмоционально-оценочной информации, от которой уже почти косоглазие. Уровень комфорта – 2,5.

Профессионалы.ру – изначальная цель – войти в профессиональные бизнес-сообщества; годичный стаж, создатель 5 групп: «Авторские семинары и тренинги» - 887 участников, 2863 сообщения; «Афоризмы, анекдоты и байки от Профессионалов» - 1042 уч., 2624 сообщ.; «Деловые контакты Ижевска» - 328 уч., 808 сообщ.; «Всеохватный гендер: особенности полоролевого взаимодействия» - 150 уч., 720 сообщ. и «Консультационно-тренинговый центр «НОУ-ХАУ» (ООО)» - 49 уч., 104 сообщения. Последняя группа – коммерческая. Для ее открытия, по условиям администрации, пришлось пригласить в сеть 25 человек. Не работает, т.к. локальная аудитория получает всю необходимую информацию с других ресурсов. Перестала размещать обновления. Но резервно еще держу для одного ближайшего проекта (есть свой официальный коммерческий сайт http://www.k-how.ru). Членство – наверное, более чем в 100 непросматриваемых группах. Последние полгода на ресурсе бываю эпизодически. Исключительно в своих группах – из чувства ответственности. Интереса к ресурсу в целом - практически уже никакого нет. Пользовательская среда достаточно агрессивна, агрессивна и политика коммерциализации ресурса. Отсутствие брендовых профессионалов в качестве обычных участников (присутствуют исключительно в разовом гостевом формате по приглашению организаторов сети), отсутствие виртуальных библиотечных профессионально спрофилированных ресурсов в виде статей, архивированных книг и видеофайлов. Преобладающий дискурс сутяжничества вместо профессионализма. Большая доля «мертвых душ» в числе участников – фактически ушедших из сети на другие площадки с продолжением режима общения в более комфортной среде – прежде всего, на Фэйсбук. Я не хочу участвовать в различных разборках, мне не интересно бегать с огнетушителем, а также развлекать в сольном режиме группы, изначально затачивавшиеся под конференции. Я уже неоднократно отвечала на вопросы Анатолия об этом ресурсе. Не буду повторяться. Его группа «Интеллигенты 2.5» мне нравится, также как и его безусловно выраженная интеллигентность в ведении своих групп и в личных неформальных виртуальных коммуникациях. За время пребывания на ресурсе удалось познакомиться и выйти в постоянный режим взаимодействия с 3-4 участниками с разной географией, включая зарубежную. Уже одно это - существенный результат. Также с площадки этого ресурса прошла пара бизнес-проектов, но встречались и дутые пузыри активных инициатив, мгновенно схлопывавшихся при обозначении возможности визуального обсуждения. 294 контакта друзей. Уровень комфорта на ресурсе – 2.

В заключение хочу сказать о том, что любая пользовательская оценка будет субъективна – мы ищем только то, что нас интересует, оставляя остальные возможности фоновыми и невостребованными.

4 комментария:

  1. А я помню твоё сетевое крещение, эт было ВКонтакте, - Ник всех подсадил в период своей швейцарской ссылки)))

    ОтветитьУдалить
  2. А вот, по касательной http://www.b17.ru/blog/tatianin_den/ , - развлекись)))

    ОтветитьУдалить
  3. Точно - Никита. Поболтавшись потом параллельно на Одноклассниках и собрав контакты выпускников к юбилею факультета, я быстро оттуда вышла. Но первым блогом все же был ЖЖ - с ником iandmydog. Я потеряла пароль и заново год назад перерегистрировалась.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо. Развлеклась. Я ему выставила шизофренический опус Идеально-типического мужчины из Яйцеголового языка. Припоминаешь? По твоей, между прочим, просьбе))

    ОтветитьУдалить